Профсоюзы призывают остановить законодательный процесс над проектом закона о трудовых договорах и начать переговоры с социальными партнерами для достижения компромисса. Они утверждают, что планируемые изменения, такие как контракты с переменным графиком работы и сокращение времени отдыха, оставляют работников незащищенными от возможных злоупотреблений со стороны работодателей.
Организации, представляющие интересы работников, предложили предоставить социальным партнерам законное право согласовывать исключения из трудового законодательства в коллективных договорах на уровне сектора или предприятия, если потенциальный вред от таких исключений может быть компенсирован другими гарантиями, сообщила в пятницу Конфедерация профсоюзов Эстонии (EAKL).
По мнению подписантов, планируемые изменения, такие как контракты с переменным графиком работы и сокращение времени отдыха, оставят работников, как более слабую сторону на рынке труда, без защиты от возможных злоупотреблений со стороны работодателей. Профсоюзы утверждают, что законопроект значительно ущемляет интересы работников, и поэтому призывают правительство остановить законодательный процесс и начать переговоры с социальными партнерами для достижения компромисса.
Кайя Васк, глава EAKL, заявила, что в данном случае чиновники проигнорировали основополагающий принцип социального диалога, согласно которому Конфедерация работодателей Эстонии и Конфедерация профсоюзов Эстонии являются ключевыми социальными партнерами в процессе внесения изменений в Закон о трудовых договорах.
"В сложившейся ситуации единственное решение - приостановить законодательный процесс по изменению Закона о трудовых договорах и начать переговоры с социальными партнерами для достижения компромисса", - сказал он. Васк добавил.
В совместном заявлении д-р Неэме Тыниссон, президент Эстонской медицинской ассоциации, отметил острую необходимость адекватного отдыха для врачей, работающих в условиях повышенной нагрузки, подчеркнув, что сокращение времени отдыха недопустимо, так как это может поставить под угрозу качество медицинской помощи.
Юри Лембер, председатель Независимого профсоюза моряков Эстонии, назвал законопроект еще одним примером некомпетентного законодательства. "Непонятные для работников договоры с переменным графиком работы играют на руку работодателям, поскольку создают возможности для организации труда таким образом, что могут даже не требовать регулярной выплаты зарплаты работникам", - сказал он.
"Добровольный характер соглашений о гибком рабочем времени иллюзорен, поскольку при приеме на работу работникам часто предлагают условия договора по принципу "бери или не бери", - говорит Герт Раудсеп, председатель Союза театральных деятелей Эстонии, - Вполне вероятно, что эти законодательные изменения могут вынудить работников, занятых полный рабочий день, перейти на неполный рабочий день, в том числе на гибкий график. Кроме того, противоречивые законодательные положения оставляют работников без возможности отказаться от дополнительной работы".
Совместное заявление подписали Конфедерация профсоюзов Эстонии, Эстонский медицинский союз, Эстонский союз работников образования, Независимый профсоюз моряков Эстонии, Эстонский театральный союз, Эстонский союз медсестер и Центральная организация профсоюзов Эстонии.
Законопроект, подготовленный Министерством экономики и коммуникаций (MKM), позволяет заключать с работниками соглашения о работе до десяти дополнительных часов в неделю сверх обычного рабочего времени. Согласно проекту, такие соглашения могут быть заключены с работниками, получающими начальное, среднее или высшее образование; достигшими пенсионного возраста или досрочно вышедшими на пенсию; имеющими пониженную трудоспособность; а также с работниками, в коллективных договорах которых предусмотрена возможность заключения соглашений о гибком рабочем времени.
Если подписано соглашение о гибком рабочем времени, сотрудник может работать до десяти дополнительных часов в течение семидневного периода, помимо оговоренного рабочего времени. Например, в контракте на неполный рабочий день может быть предусмотрено, что сотрудник работает 20-30 часов в неделю, где 20 часов являются гарантированными, а до 10 часов считаются дополнительными. Однако для реализации таких соглашений необходимо соблюсти несколько условий.
По данным Статистического управления Эстонии, в прошлом году почти 105 000 человек, или около 15 процентов от общего числа работников, работали неполный рабочий день.